Цвет сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта Карта сайта

Новости

30.04.2024

Речевые нарушения у детей. Как постараться свести их к минимуму?

В последние десятилетия отмечается рост детей с речевыми нарушениями. И родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития детей: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Почему ребенок не говорит или плохо говорит?

«Первой и главной причиной отставания в речевом развитии ребенка является недостаточное общение со своими родителями. Многие родители, ввиду своей занятости и усталости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Рост числа нарушений развития речи объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его сажают перед экраном гаджета или телевизора. Экран становится главным «воспитателем» ребенка», – отмечает медицинский логопед детской поликлиники Нефтеюганской больницы, Мария Ширко.

Современные дети 3-5 лет смотрят телевизор порядка 28 часов в неделю, это намного превосходит время общения с взрослыми. «Безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Однако, время, проводимое перед экраном телевизора, таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка), но и для его психического развития.

Казалось бы, ребенок сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Такая речь не воспринимается ребенком как адресованная ему лично и не включена в его практическую деятельность, а потому не имеет для него никакого значения. Только непосредственное общение с родителями способно обеспечить нормальное речевое развитие. Для ребенка, который только осваивает речь, имеет большое значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность, любовь и забота. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Профилактика речевых нарушений у детей. Что родители могут сделать самостоятельно? Необходимо читать книги хотя бы 15-20 минут в день. Во время чтения обращать внимание ребенка на картинки, героев рассказа, попробовать рассказать знакомую сказку вместе. Свести просмотра телевизора к минимуму 30 минут в день в будни и один полнометражный мультфильм по выходным. Заниматься творчеством с детьми. Конструктор, пластилин, карандаши или фломастеры – лучшие друзья ребенка. Чем лучше ваш ребенок умеет работать руками, тем меньше проблем у него будет с речью. Полезно так же прослушивание аудио-сказок. Когда ребенок слушает сказку, а не смотрит, это развивает у него фонематических слух, слуховую внимательность, фантазию. Так же для пополнения словарного запаса, включайте ребенку песенки и детские стихи. Ну, и конечно, очень важно общение с детьми, старайтесь больше разговаривать.


Возврат к списку